Лицейский
театр в лицах
Что
есть театр? Волшебный край? Храм искусства и истины? Всё это верно, но
красивые метафоры дают нам очень абстрактное представление о театре. Поэтому
каждый человек ищет для себя своё определение для этого понятия, старается
постичь его суть. И каждый делает это по-своему.
Лицейский
театр – довольно молодой, но весьма успешный проект. Он уникален тем, что, как говорил отец-основатель театра и его
первый художественный руководитель Вадим Станиславович Решетников, здесь
происходит познавание театра изнутри, и после этого человек становится другим.
И, как всегда, всё уникальное, необычное, успешное привлекает людское внимание,
возбуждает интерес.
Если
отбросить все красивые абстрактные фразы, то театр, прежде всего, это
колоссальный труд большого количества людей. Без работы никто не сидит, каждый человек
добросовестно выполняет свою работу, принося частичку себя в общее дело. Но
простой зритель, приходя в театр, видит только актёров на сцене, оценивает их
работу. А ведь спектакль – это кропотливый труд не только актёров, но и
педагогов, балетмейстера, композитора, костюмера, декораторов, гримёров… И
давайте не будем забывать, что театр – это не только спектакли, а ещё и
гастроли, школы актёрского мастерства… И за этим тоже стоят люди.
С
Лицейским театром меня связывают, прежде всего, мои знакомые ребята,
занимающиеся в творческих студиях и клубе. Рассказы об их жизни в театре
запоминались надолго и вызывали желание хоть немного прикоснуться к этой заманчивой,
таинственной жизни театра… Поэтому, когда мой приятель-«клубник», Семён Шалаев,
предложил мне своеобразную «экскурсию по закулисью» Лицейского театра, я сразу
согласилась.
В
промозглый и слякотный мартовский четверг мы с Семёном доплыли (по-другому не
скажешь) до театра. В контрасте с серой, тусклой окружающей средой светлое
здание казалось очень тёплым и мягким, таким домашним и привычным. Первое, на
что я невольно обратила внимание в фойе, была кошка, смирно сидевшая на стойке дежурного
администратора. Как мне позднее поведал Семён, кошечку зовут Лисистрата (это
звучное имя носила героиня одноимённой комедии Аристофана). Лисистрата живёт в
театре почти со времени его основания; однажды она случайно забрела сюда, и
сотрудники театра решили оставить кошечку. По словам моего приятеля, несколько
раз Лисистрата случайно выходила на сцену во время спектакля. Иногда актёрам
удавалось это обыграть.
Беседуя
таким образом, мы поднялись в администраторскую, где Семён познакомил меня с
Натальей Юрьевной Добросердовой, педагогом по вокалу. Вот что она рассказала
мне о своей работе в театре:
В Лицейском я с 2001 года. Уже
больше 10 лет… И, знаете, не ощущаю течения времени. В нашем театре живут
определённые традиции, их преемственность. Хорошая,
тёплая атмосфера – это тоже, наверное, традиция, которая помогает работать с
удовольствием…
В театре я один педагог по вокалу,
но это не страшно, справляюсь. Специфика
моей деятельности заключается в том, что иногда работы много, а иногда не
очень. Вот, например, наша труппа всегда выступает на городских праздниках,
таких как 9 мая. И в связи с этим объём работы увеличивается: нужно подобрать
репертуар, отрепетировать номера. Кстати,
в этом году мы решили не брать традиционные песни, как «Эх,дороги» или нечто
подобное, а попробовать что-нибудь другое…
В нашем репертуаре есть спектакли,
в которых актёрам необходимо исполнять музыкальные номера. Например, «День
радио» - там у нас на сцене вообще инструментальная группа, квартет, плюс ещё и
вокалист. Или «Зима под столом». Там такая замечательная серенада, сербская <напевает>.
И артисты должны петь. Хотя у меня поют все. Я никогда не скажу человеку, что у
него нет вокальных данных. Отчасти потому, что однажды эти слова сказали мне,
но этот «приговор» не помешал мне поступить в музыкальное училище, затем в
консерваторию и осуществить мою мечту – петь. Конечно, я работаю с разными
людьми. Если человек никогда не пел раньше, у него могут быть комплексы,
боязнь. Но самое главное – это
раскрепоститься и поверить в себя. И тогда всё получиться!
Поблагодарив
Наталью Юрьевну за интересный рассказ, я подсаживаюсь к девушке за компьютером.
Её зовут Дина Литвина, с 2006 года она заведует литературно-драматической
частью (очень поэтичное название должности, не правда ли?). В театре Дина -
человек незаменимый: по сути, она является пресс-секретарём администрации, плюс
в её обязанности входит организация выставок, контроль печатной продукции;
также она следит за соблюдением авторских прав, проводит экскурсии по театру и
курирует сайт театра. Дина рассказала мне много интересного о постановках театра
и гастролях:
Несмотря
на то, что наш театр довольно молодой, он уже заявил о себе на крупных
театральных фестивалях, и в России, и за границей. Например, с 2009 года Лицейский
театр является постоянным участником фестиваля «Встречи молодых европейских
театров» в Гренобле, Франция. За 20 лет существования фестиваля ни один
театр России не принимал в нём участие.
И вот на фестивале 2008 года наш спектакль «Зима под столом» просто покорил
европейцев. С тех пор каждый год мы привозим в Гренобль лучшие спектакли. В
прошлом году театр получил приглашение на гастроли в Италию, в Рим и Милан на
фестиваль «Сезон Итальянских премьер Молодых Европейских театров», который
состоится в апреле этого года. Также наши спектакли видели и в Женеве.
Лицейский
театр блистает и на российских фестивалях.
Три раза мы принимали участие в «Рождественском параде» в Санкт-Петербурге. В
2002 году спектакль «Маленький татарин» получил диплом за лучшую
режиссёрско-педагогическую работу, в 2008 году со спектаклем «Зима под столом» мы победили
в номинации «Лучший актёрский ансамбль». В 2009 году наш театр представил на
фестивале постановку «Альпийская баллада». Также большим успехом в жизни театра
стала постановка спектакля «Зойкина квартира», которую 16 мая 2007 года наши
артисты представили в Москве, в квартире
Михаила Булгакова на Садовой, 10. Ещё мы ездили в Новосибирск на фестиваль
«Сибирь зажигает звёзды» со спектаклем «Волшебный цветок» и победили в
номинации «Театральный жанр – музыкальный театр».
После
беседы с Диной я и мой провожатый спустились в фойе, где Семён познакомил меня
с Дарьей Мегдан и Светланой Лютой. Дарья – актриса театра, вы можете увидеть её
на сцене в спектаклях «День радио», «Зойкина квартира», «ОнОна». Кроме этого
Дарья исполняет обязанности реквизитора. Она готовит реквизит для каждого
спектакля, следит за его целостностью и сохранностью. А Светлана Владимировна
заведует костюмерным цехом. Она заказывает новые костюмы, контролирует их
состояние. «На каждый спектакль должны
быть свои костюмы. Можно использовать костюм только из того спектакля, который
уже не ставят…В театре мы можем сшить только простые костюмы, так как нет большого
швейного цеха. Поэтому приходится шить на заказ».
Попрощавшись
с Дарьей и Светланой, я присела в фойе, чтобы пересмотреть добытые сведения. В
это время Семён сказал мне, что меня ждёт встреча с композитором Сергеем
Георгиевичем Шичкиным, который уже направлялся в нашу сторону. Вот он присел
рядом, откинул волосы и начал свой рассказ:
За 15 лет работы в театре я сотрудничал с
разными режиссёрами. И нужно было работать в соответствии с требованиями
каждого. Кому-то для спектакля нужны были законченные музыкальные композиции,
кому-то - просто фон для основного действия. Всё зависит от идеи режиссёра, ведь музыка в театре – прикладная.
На мне – 90% музыкального
оформления. Чтобы создать композицию,
которая гармонировала бы с действием на сцене, необходимо прочувствовать
спектакль, поймать его интонацию, понять, что хотел режиссёр сказать этим
спектаклем. А дальше – дело вдохновения…
Не бывает неинтересной работы.
Любая тема интересна, если режиссёр загорелся, если есть этот запал. Вообще
в театре нет ощущения несвободы, а в
Лицейском витает какая-то особая творческая атмосфера, которая помогает творить!
Я
поблагодарила Сергея Георгиевича за беседу, и мы распрощались. Пора мне было
покидать гостеприимный «приют муз» и выходить в серые мокрые сумерки. Прыгая
через лужи, я переваривала полученные впечатления и размышляла о словах Вадима
Решетникова о том, что познав театр изнутри, ты становишься другим. В тот день
я лишь слегка ощутила на себе очарование и магию Лицейского театра, но это,
несомненно, оставило на мне свой отпечаток. И я уверена, что каждый, кто хоть
раз был в этом театре, видел спектакли,
пропитывался этой неповторимой атмосферой, о которой упомянул почти каждый мой
собеседник, тот уже почувствует, что продвинулся в поисках своего определения
театра.
Ксения Луговская